Хто такий Дон Боско?

Джованні Боско


Итальянский священник, основатель Ордена св. Франциска Сальского (орден салезианцев). Родился 16.08.1815г, умер 31.01. 1888 г.21 июля 1907 года папа Пий Х объявил его достойным почитания,1929 г. – причислен к лику блаженных1943г. – причислен к лику святых.Джованни Боско родился в бедной крестьянской семье. Отец умер, когда Джованни исполнилось два года. Маргарита Боско одна растила и воспитывала трех сыновей. Безграмотная женщина смогла привить детям любовь к Богу и Марии. Богородицу особенно почитали с семье Боско. Джованни с детства отличался озорством, за что не редко его наказывали. В девять лет он увидел сон, который и определил всю его дальнейшую жизнь. В своих воспоминаниях Дон Боско так вспоминает его:

СОН

«В 9 лет мне приснился сон, который глубоко запечатлелся в моей памяти на всю жизнь. Мне привиделось, будто я нахожусь возле дома, на просторном дворе, где собралось много играющих ребят. Кто-то смеялся, многие сквернословили. Услышав эту ругань, я мигом бросился к ним. Словами и кулаками я пытался заставить их замолчать. В тот момент появился почтенный Господин благородного вида. Его лицо так сияло, что я не мог на него смотреть. Господин позвал меня по имени и сказал:

— Не тумаками, а любовью тебе нужно будет приобретать твоих друзей. Итак, начни сейчас же: расскажи им, как скверен грех, и сколь прекрасна добродетель.

Я оробел, смутился и тихо ответил, что я бедный, невежественный мальчик. В этот момент, прекратив ссоры и шум, мальчишки собрались вокруг Говорившего. Я спорил, сам не зная, что говорю:

— А кто Вы, что велите мне делать невозможное?

— То, что сейчас тебе кажется невозможным, ты сможешь сделать возможным благодаря послушанию и приобретенным знаниям.

— Но как мне приобрести знания?

— Я дам тебе Наставницу. Под Ее руководством ты сможешь стать мудрым.

— Но кто же Вы?

— Я — Сын Той, Которую тебя научила твоя мать приветствовать трижды в день. Спроси у Моей Матери, как Меня зовут.

И тут я увидел, что рядом с Ним появилась величавая Дама, закутанная в плащ, сиявший, как солнце. Заметив, что я смутился, Она знаком подозвала меня к Себе и ласково взяла за руку:

— Взгляни! — сказала Она. Я взглянул и увидел: все мальчишки исчезли, а вместо них оказалось множество коз, собак, кошек, медведей и других животных.

— Вот твое поле, вот где тебе придется работать. Стань смиренным, крепким и сильным. То, что произойдет сейчас с этими зверями, тебе предстоит сделать с Моими детьми.

Я обернулся: дикие звери превратились в кротких ягнят, они скакали и бегали вокруг Господина и Дамы, как бы радуясь им.И тогда, еще не проснувшись, я расплакался и попросил Даму говорить понятнее, потому что я не понимал, что все это значит.Она положила руку мне на голову и сказала:

— В свое время ты все поймешь.

Едва Она это сказала, как я проснулся от какого-то шума, и все вдруг исчезло. Я был в растерянности. Мне казалось, что у меня ноют руки от ударов

и горят щеки от полученных затрещин.

Утром я рассказал мой сон, сначала — братьям, которые посмеялись над ним; потом — матери и бабушке. Каждый понял его по-своему:»Ты будешь пастухом», — сказал Джузеппе. — «Нет, главарем разбойников!» — с издевкой заметил Антонио. Мама сказала:»Кто знает, может, ему предназначено стать священником». Но последнее, решающее слово осталось за бабушкой:»Не стоит верить снам!»

Я готов был согласиться с бабушкой, но так никогда и не сумел забыть мой сон…»

Все следующие годы, как оказалось, прошли под знаком того сна. Матушка Маргарита поняла (а вскоре это понял и Джованни), что сон ему указывал жизненный путь.

Его воспитательская деятельность началась еще в детстве. Он собирал своих друзей на лужайке, устраивал им цирковые представления. Но главной «платой» за это были молитвы к Господу и Богородице, которыми приглашенные молились перед выступлением маленького артиста. Джованни для своих номеров специально бегал на рыночную площадь, где следил за ловкими движениями рук фокусника, стараясь разгадать секреты его волшебства, так же учился ходить по канату, жонглировать…

После окончания семинарии Дон Боско направляют в Турин, где он становится свидетелем незавидной участи многих детей и подростков, которые приезжали в город в надежде получить работу. Так же по долгу службы он посещал и тюрьмы, в которых находились малолетние преступники. Отец Джованни был поражён видом детей, которые содержались в местах заключения, подвергались разлагающему влиянию. Здесь в Турине Господь показал Дону Боско то поле, на котором он должен будет всю жизнь трудиться: бедные дети, подростки, которыми в основном никто не занимался.

8 декабря 1841 года стал отправной точкой в необычной по тем временам деятельности Джованни Боско. В церкви Святого Франциска Ассизского он встречает подростка Бартоломео Гарелли. По воскресеньям после Службы Дон Боско встречается с Барторомео и его друзьями. Играет с ними, проводит уроки катехизиса, обучает грамоте… Такая дружба священника и бедных подростков многим не нравилась. Эту шумную босоногую компанию не желали видеть во дворе храма. В последующие годы апостол молодежи вместе со своим «Бродячим ораторием» ищет подходящее помещение. 12 апреля 1846 года Дон Боско вместе со своими ребятами располагается в сарае Пинарди. Так зарождается первая салезианская обитель, Ораторий. Через некоторое время к Дону Боско переезжает и его мама. Матушка Маргарита, как ее называли воспитанники, до конца своих дней прожила в оратории, заботясь о своих сорванцах.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СВ. ДЖОВАННИ БОСКО

Что же особенного было в воспитательско-пастырской деятельности св. Джованни Боско? «Частая исповедь, частое причащение, ежедневная месса, — вот опоры, на которых покоится образование». Дон Боско не уставал выслушивать исповеди, целые дни проводил с ребятами. Педагогика дона Боска исключала наказание. Отец Джованни считал, что учитель должен быть отцом, советником и другом. Он первый использовал метод профилактики. Ведь лучше предупредить плохой поступок, чем наказывать за уже содеянный. О наказании дон Боско говорил: «Сколько можете, столько старайтесь не наказывать ребят … Прежде чем внушать страх, постарайтесь вызвать любовь». В 1887 году он писал: «Я не помню, чтобы я кого-либо наказывал в точном смысле слова, но благодатью Божией я всегда добивался даже от самых безнадёжных по видимости детей не только того, что предписывал долг, но даже того, о чем я просто просил». В одной из своих книг он анализировал причины слабости характера и винил прежде всего воспитателей, которые неверно используют доброту. Дон Боско старался воспитать во всех своих учениках вкус к музыке, полагая, что она оказывает мощное и облагораживающее влияние на личность. «Наставление, — говорил он, — это всего лишь подвеска, игра; само по себе знание никогда не делает человека человеком, потому что не затрагивает непосредственно сердца. Знание помогает служить добру или злу, но само по себе оно что дышло, которое нужно повернуть». Кроме того, он всегда изучал способности и идеалы своих учеников. Его успех во многом объясняется почти сверхъестественной быстротой и трезвостью, с которой он проникал в сердце ребёнка. Он соглашался, что одной доброты и увещеваний недостаточно для воспитания, глубоко верил, что детский интерес растёт из игры, и даже помещал игру среди основных педагогических приёмов. В остальном он полагался на слова св. Филиппа Нери: «Я не буду тебе мешать, что бы ты ни делал, пока ты не грешишь».

Дон Боско принимал исповедь у всех юношей и всех их причащал, но ни для кого это не было обязательным. Более того, он всегда советовал не досаждать им увещеваниями, но только ободрять их. Он просто показывал им, что без мира на сердце они не могут быть действительно счастливы, не могут чувствовать себя детьми.

С другой стороны, дон Боско был глубоко убежден, что без богообщения, без религии воспитание невозможно.

«Воспитание, — говорил он, — идет от сердца, а господин сердца — только Бог, и мы не сможем добиться ничего, если Бог не вручит нам ключ от этих сердец».

Актуальность аспекта воспитания

Многие обстоятельства показали, что гражданские и церковные власти высоко ценят труд салезианцев именно за ряд его оригинальных элементов.

В них входят: работа с молодежью, особое внимание к нуждающимся подросткам, гармоничное сочетание воспитания, развития и евангелизации и позитивное введение в церковную общину и в общество. Элементы упреждающей системы заключают в себе методику присутствия, организацию встреч и труда для молодежи, общину, модель оратория, разнообразные предложения и инициативы и многое другое. Все это вызывает одобрительные отзывы, ожидания и желание поближе познакомиться с нами.

 

 

НОВАТОРСКИЙ ДУХ

Джованни Боско не только предоставлял бедным детям кров над головой, обучая катехизису, но и искал подходящую работу для них. Он первый ввел понятие «договора о найме с несовершеннолетним», защищая права детей в трудную эпоху. В 1847 году он открыл второй ораторий. В 1850 году основал общество взаимопомощи для рабочих.

Видя, в каких условиях работают его воспитанники, у него зарождается идея создания собственных мастерских. В 1853 Дон Боско открывает в Оратории первые мастерские: сапожную и пошивочную, в 1854 году — переплетную мастерскую, в 1856 году — столярную мастерскую, в 1861 году – типографию, в 1862 году — кузнечную мастерскую.Знаменательная деталь: в 1883 году типография дона Боско была лучшей типографией в Турине. В 1884 году на «Национальной выставке промышленных изделий, научных достижений и произведений искусства» дону Боско была предоставлена особая галерея, над входом в которую крупными буквами было написано:

ДОН БОСКО: САЛЕЗИАНСКАЯ БУМАЖНАЯ ФАБРИКА, ТИПОГРАФИЯ, ПЕРЕПЛЕТНАЯ МАСТЕРСКАЯ И ИЗДАТЕЛЬСТВО

Он был первым священником, подготовившим экспозицию на национальной промышленной выставке. Один из историков пишет, что читавшие вывеску сначала смеялись, думая, что речь идет об обычных кустарных поделках, но, осматривая экспозицию, были поражены: они могли как бы воочию проследить весь процесс создания книги — от собранного тряпья, из которого делается бумага, до готового тома с сотнями гравюр в отличном переплете. Одна из провинциальных газет писала, что галерея дона Боско была одной из немногих, где постоянно толпился народ.Тем временем в 1850 году был также основан пансион, где первоначально жило двенадцать студентов. В 1857 году их было уже сто двадцать один человек.

Кроме шести мастерских, были воскресные и вечерние школы, две школы вокальной и инструментальной музыки.

Поскольку епархиальная духовная семинария была закрыта, дон Боско параллельно занимался и образованием будущих священников. В то же время — опять же для своих ребят — дон Боско начал писать: он пишет школьный учебник по священной истории, историю Церкви, историю Италии, много биографий и сочинений воспитательного характера, всего около пятидесяти названий. Он даже написал небольшое сочинение об «упрощенной десятичной метрической системе»: эта новая система должна была войти в силу с 1850 года и должна была преподаваться в школах с 1846 года, но правительство не подготовило никакого распоряжения. Каждое из сочинений дона Боско можно считать выражением его любви к Церкви и к юношеству.

САЛЕЗИАНСКАЯ СЕМЬЯ

Особенностью воспитания Дон Боско является и его воспитание помощников для ребят. Именно из своих воспитанников он готовил себе помощников. Так в 1854 28 января первые четверо юношей дают обещание Дону Боско оставаться с ним. А в 1859 18 декабря Салезианская Конгрегация отмечает день своего основания. К концу жизни святого (1888 году) семинария Вальдокко выпустит несколько сотен священников «новой формации» — из бедных слоев населения.

Видя необходимость в воспитательно-образовательном процессе, 1872 5 августа Джованни Боско вместе с Марией Доменикой Мадзарелло (1837—1881) основывает Конгрегацию Дочерей Девы Марии Помощницы Христиан. Их задачей являлось воспитание девочек.

Джованни Боско помогали не только его воспитанники, но и миряне, которые были солидарны с идеями его воспитательской системы. В 1876 с одобрения Церкви Дон Боско основывает Ассоциацию Салезианских Сотрудников, своего рода третий орден, входящий в Салезианскую Семью.

После смерти Дона Боско (31 января 1888 г.) в 57 обителях объединенных в 6 областей, салезианцев было 773 человека, новициев 276. Они жили в 5 странах Европы и в 5 американских странах.

По данным на 31 декабря 2008 года в конгрегации насчитывалось 16 092 человека, из них:

Священников — 10 652 человека

Семинаристов — 2 765 человек

Коадъюторов — 2 025 человек

Новициев — 515 человек

Епископов и прелатов — 117 человек

Permanent deacons — 18 человек

Обителей (центров) — 1859

Салезианцы работают в 129 странах на 5 континентах, основная обитель — Вальдокко (Турин), с Пасхи 1946 года Генеральная обитель находится в Риме.